Экспертиза проектов!
Проведение негосударственной экспертизы проектной документации, проектов реконструкции, рабочих проектов. Экспертиза разделов проектной документации.
Архитектурно-композиционные основы проектирования гражданских зданий
Эстетические вопросы художественной организации общегородских центров, привлечения искусств в архитектуру уникальных общественных зданий, включение в композицию застройки памятников архитектуры. В настоящем разделе вопросы эстетики рассматриваются на уровне жилого комплекса и архитектурной композиции зданий. Эстетические проблемы композиции жилых комплексов
Эстетические требования к архитектуре массовой многоэтажной жилой застройки, как среды обитания очень велики, а ее эстетические качества оцениваются общественностью, как правило, отрицательно. Массовую застройку порицают за однообразие и монотонность облика. Средства повышения эстетических качеств застройки следует определять исходя из ее принципиальных функциональных основ и известных из теории архитектуры средств гармонизации архитектурной среды, сооружений и их комплексов с учетом их особенностей. В первую очередь следует иметь в виду, что за последние 30 лет принципиально изменились геометрические параметры жилой среды, соотношения габаритов и параметров жилых территорий, жилых домов и общественных зданий при постоянстве параметров человека как «меры всех вещей» в искусстве и его способностей к восприятию.
Традиционную двух-, четырехэтажную застройку сменила 9-12-этажная. Привычный масштаб членений городской территории на кварталы в целях уменьшения загазованности и расхода территорий на дороги укрупнился. Вместо мелких кварталов застройка осуществляется крупными модулями межмагистральных территорий. Общественные здания (детские сады, школы, кинотеатры, магазины и др.) по своим объемам стали существенно меньше жилых. В новой застройке сложилось противоречие между повышенной социальной значимостью общественных зданий и их меньшими размерами по сравнению с жилищем. Наряду с этим традиционная строительная технология сменилась индустриальной полносборной с соответствующей сменой архитектурных форм.
Таким образом, под давлением урбанизации сформировалась совершенно новая архитектурная среда, для которой современные средства эстетической организации еще окончательно не сформировались, а традиционные средства не всегда возможны. Например, такое проверенное тысячелетиями средство уравновешивания и гармонизации композиции, как симметрия в комплексной застройке практически не применимо из-за несимметричности и сложности градостроительных ситуаций по форме, рельефу, природному и архитектурному окружению жилого комплекса. В то же время ряд архитектурных средств, вытекающих из первичных функциональных требований к застройке, сформировались и активно применяются в проектировании.
Первое из этих требований - необходимость гибкой «читаемой» визуальной ориентации в жилом массиве при обеспечении его целостности и структурности. Ему удовлетворяют рассмотренные в гл. 3 разнообразные приемы членения застройки на жилые группы. Их различная форма и вариантное размещение становятся средствами индивидуализации облика застройки, создания необходимого ритма и направленности развития композиции в пространстве: вдоль или в глубь территории жилого комплекса.
Второе требование - необходимость дифференцированных решений фасада застройки со стороны магистралей и ее «интерьера» - внутренних пространств жилых групп - дворов, которое наиболее положительно оценивается населением при замкнутых и полузамкнутых планировочных схемах как психологически необходимый промежуточный пространственный слой между «домом» и «улицей».
Третье - необходимость «узнаваемости» - индивидуализации данного комплекса по сравнению с другими при единстве в целом архитектуры городской застройки. Этому требованию удовлетворяет индивидуальное построение силуэта и индивидуальная цветовая характеристика комплекса. Возможность индивидуализации силуэта дает сочетание зданий различной этажности в застройке и соответствующее венчание зданий, а цвета - широкие средства современной строительной индустрии.
Выбор пути использования цвета решается конкретно в соответствии с поставленной архитекторами-авторами композиционной задачей.
При восприятии с более близких дистанций роль индивидуальной архитектурной характеристики жилой группы или комплекса может играть запоминающаяся индивидуальная деталь, как, например, ограждение летних помещений в комплексе Победа в Днепропетровске или в Алма-Ате.
Однако наиболее эффективно индивидуализации облика застройки могут служить (при правильном использовании в проекте) природные особенности рельефа и ландшафта территории застройки. Так, расположение микрорайона «Зеленый луг» в Минске на склоне холма к долине ручья Слепянка позволило индивидуализировать застройку, придав ей террасный характер, включить в композицию ступенчатые дома и протяженные дома, почти повторяющие очертания горизонталей, разместить у подножия холма в качестве основания жилого комплекса индивидуально решенный общественно-торговый центр с ведущими к нему монументальными лестницами-сходами с холма и благоустроенную набережную. Расположение комплекса на плоском рельефе вдоль берега реки с раскрытием панорамы застройки с дальних дистанций требует выразительного силуэта и динамичных ракурсов зданий застройки. Различно и сугубо индивидуально эта задача решена при застройке Нагатинской набережной в Москве и набережной Енисея у микрорайона Пашенный в Красноярске.
Функциональные и природные условия определили специфику ряда новых жилых комплексов Мурманска. Гористый рельеф вызвал необходимость расположения жилых групп на террасных уступах холмов при расположении улиц и магистралей у их подножия.
Улицы и жилища объединены крытыми отапливаемыми галереями, к которым примыкают предприятия торгово-бытового обслуживания. Наличие галерей не только создало удобства подъема и спуска с холмов в непогоду и приблизило предприятия обслуживания, но и придало индивидуальную характеристику всей композиции комплекса.